Если задаться целью поскорее проскочить через итальянские провинции Ломбардию и Венето, то это займет несколько часов. Если ехать, добросовестно осматривая достопримечательности, погружаясь в атмосферу городов, смакуя местную кухню и вина, то путешествие растянется на неопределенное время. Может быть, даже на всю жизнь. Мы же составили автомобильный маршрут по Ломбардии и Венето, рассчитанный на неделю.
ЕЛЕНА АВЕРИНА
День первый. Милан
Вообще-то, Миланом путешествие по Италии надо не начинать, а заканчивать: ведь здесь не обойдется без шопинга. Даже если вы приехали в город исключительно ради пинакотеки Амброзиана или замка Сфорца, коварные миланские дороги всё равно приведут вас на какую-нибудь распродажу. А покупки – это багаж, который потом придется возить с собой целую неделю. Но все-таки, мы будем стартовать из Милана, потому что именно сюда удобнее всего добираться самолетом из Москвы.
Даже отправляясь к главным миланским историческим и культурным местам, вы все равно можете оказаться в магазине: например, одна из достопримечательностей – это торговая галерея Виктора Эммануила, место непомерно дорогое, но полное пафосной красоты и исторических артефактов. Именно здесь открылся (и до сих пор работает) первый магазин Prada.

Прямо из галереи можно выйти к Кафедральному собору. Это второй по величине собор в Италии (первый – главная католическая святыня, собор св. Петра в Ватикане). Архитектурный стиль миланского Дуомо — пламенеющая готика, когда стены собора покрыты лепниной, словно языками пламени. Собор венчает лес острых мраморных башенок и три тысячи скульптур. Теперь вы понимаете, каково пришлось Сильвио Берлускони, когда народный мститель Массимо Тарталья ударил его по лицу сувенирным макетом Миланского собора (дело было восемь лет назад).
Оказавшись на piazza della Scala, вы долго будете искать взглядом главный оперный театр мира. И очень удивитесь, когда, наконец, обнаружите его – маленький и скромный. Ни квадриги над портиком, ни ионических колонн, ни лепнины с позолотой. Зато внутри Ла Скала выглядит весьма помпезно, а чтобы попасть на спектакль, придется пройти строгий дресс-код.

Ла Скала — «трудный» театр: сюда ходит капризная публика, которая не прощает исполнителям ни малейшей ошибки. Монсеррат Кабалье здесь однажды провалила спектакль, и ей даже не дали допеть арию. Роберто Аланья прогнали со сцены, пришлось срочно искать замену. Дублер даже не успел переодеться, вышел в джинсах.
Единственная, кому удалось сохранить лицо на этой сцене, была Мария Каллас. Когда она не смогла взять верхнюю ноту, и ее освистали, она крикнула залу: «Я тоже человек, и имею право ошибаться! Еще раз, маэстро!». И, взяв-таки ноту, заставила публику рыдать от счастья.
Если не попадете на спектакль, то зайдите хотя бы в музей Ла Скала и в ресторан Alla Scala, где меломаны обычно ужинают после посещения театра.
По справедливости, процент с дохода от туризма Милан должен выплачивать писателю Дэну Брауну. После выхода «Кода да Винчи» сюда не зарастает толпа любопытствующих: люди хотят своими глазами увидеть фреску «Тайная вечеря» и убедиться, что Леонардо да Винчи изобразил вместо апостола Иоанна рыжеволосую женщину с развитой грудью.

Но прийти в доминиканский монастырь Санта Мария делле Грацие, где находится шедевр, просто с улицы и в тот же день увидеть фреску практически невозможно: бронировать билеты надо заранее, посещения расписаны по часам, количество мест в группах ограничено.
Дело в том, что «Тайная вечеря» находится в плачевном состоянии, и толпы посетителей ей строго противопоказаны. Собственно, разрушаться фреска начала вскоре после того, как Леонардо закончил ее в 1498 году. Ведь художник писал фреску необычным методом – не по влажной штукатурке, а по сухой смеси смолы, гипса и мастики. Такая основа оказалась недолговечной.