Франция. Та самая вдова

2040
просмотров
Портрет вдовы Клико

Благодаря Николь Клико унылое слово «вдова» стало ассоциироваться с праздником, радостью и удовольствием. Эта женщина устроила в свое время  революцию в производстве шампанского.

ЕЛЕНА АВЕРИНА

Мадам Клико овдовела в 27 лет и замуж снова не вышла. Дело не в красоте, которой вдова похвастать не могла. Ей просто не был нужен муж. Она была амбициозна, рационально распоряжалась деньгами, не упускала шансов и даже проигрыш умела обернуть себе на пользу. Она была замужем за своим шампанским и ради него жила.Человек, чьим именем названо веселящее шампанское, не имел ничего общего с легкомысленным характером этого вина.

Veuve Clicquot-Ponsardin

Ее имя в девичестве — Николь Барб Понсардэн, баронесса во втором поколении, единственная дочь мэра столицы Шампани, Реймса. В 21 год отец выдал ее замуж за Франсуа Клико, обладателя небольшого винодельческого предприятия. Николь прожила в браке семь лет, родила дочь Клементину. Муж худо-бедно производил шампанское: больших успехов не добился, но и дело, к счастью, не загубил. В 1805 году он неожиданно умер от лихорадки, а Николь, к изумлению всей Шампани, не продала семейные виноградники, а назначила саму себя главой новой фирмы и дала ей свое имя: Veuve Clicquot-Ponsardin.

Надо заметить, в те далекие времена виноделием занимались только мужчины. И не потому, что они занимались тогда вообще всеми интересными делами, а их жены — лишь домашним хозяйством. Существовали еще и приметы, общий смысл которых сводился к тому, что женщина лишь вредит делу и рядом с ней вино скисает. Тем не менее, Николь Клико всерьез занялась производством шампанского и, презирая суеверия, оборудовала себе кабинет прямо в подвалах, где зрело ее вино.

Подвалы Клико
Для хранения вина вдова купила несколько бывших каменоломен, а их в Эперне и Реймсе было предостаточно. Сегодня в этих меловых подвалах ферментируется шампанское, которое в свое время выстрелит на каком-нибудь красивом торжестве или романтическом свидании. Фото: Rheims Tourism

Несколько лет она работала сутками, улучшая качество вина. Но продавать его становилось все труднее: в Европе шла война, обозы грабили, да и потенциальные покупатели обеднели. Николь Клико рассылала своих подчиненных по всей Европе, и те презентовали вдовье шампанское в домах побогаче. Так самому верному и оборотистому «менеджеру» Клико, Луи Бонэ, удалось, будучи в Петербурге, всучить ящик шампанского представителям царской семьи. В Зимнем дворце вино пришлось по вкусу, поэтому его тут же стала заказывать и русская аристократия. Вскоре «кликовское» стало самым популярным шампанским в России. Собственно, другого здесь практически и не пили.

Черные времена для вдовы настали в 1812 году. Когда Наполеон вторгся в Россию, царским указом было запрещено ввозить в страну французское вино в бутылках. А поскольку в бочках шампанского быть не может (оно созревает и пузырится именно в бутылках), Клико пришлось пойти на преступление: она стала поставлять шампанское контрабандой. Но это не особенно спасло ее положение.

А русские так истосковались по «кликовскому», что когда война перенеслась на территорию Франции, солдаты Александра I варварски заняли вдовьи подвалы и упивались там шампанским. Узнав, что русские разоряют ее, Клико не испугалась. она произнесла свою знаменитую фразу: «Пусть пьют, они за все заплатят потом». И оказалась права, после войны на вдову посыпались заказы из России. Особой популярностью пользовалось миллезимное шампанское урожая 1811 года, который был обозначен появлением кометы Галлея. Это было то самое «вино кометы», упомянутое в «Евгении Онегине». Стоило оно как месячное жалование, например, столичного цирюльника или портного. В 1814-м вдова продавала свое шампанское практически только в России, остальные страны тоже были не прочь получить знаменитое вино, но для них уже ничего не оставалось…

В 1816 году Клико придумала способ избавления от осадка, который оседал в бутылках и делал вино мутным. Дело в том, что процесс ферментации шампанского, начавшийся в винных чанах, продолжается прямо в бутылках. Поэтому осадок в бутылках неизбежен. Поколения виноделов пытались избавиться от него – например, процеживая шампанское. Осадок исчезал, но и пузырьки из шампанского – тоже.

Ноу-хау вдовы называется «ремюаж», и им уже 200 лет пользуются при производстве игристого вина традиционным методом. Бутылка поворачивается под разными углами и постепенно переворачивается горлышком вниз. В качестве приспособления для переворачивания бутылок вдова использовала обычный стол, в котором просверлила дырки. Чтобы в горлышке собрался весь осадок, а вино осталось прозрачным, процесс происходит постепенно и длится 2-3 месяца. Во времена вдовы осадок удаляли, просто осторожно откупорив пробку — и вся «муть» под давлением газа выстреливала из бутылки.

Сегодня горлышко перевернутой бутылки замораживают при -20 градусах, пробку открывают, и осадок в виде куска льда вылетает из бутылки, а в нее доливают ликер с различным содержанием сахара, чтобы потом получился брют, сухое или сладкое шампанское. Пока другие хозяева шампанских домов осваивали ремюаж, предприимчивая вдова снова увела большую часть покупателей.

Кстати, оранжевая этикетка на бутылке Veuve Clicquot  — это тоже идея вдовы. Однажды она обнаружила, что на фоне других бутылок ее шампанское теряется, и тогда Николь в срочном порядке провела «ребрендинг». Новая яркая этикетка была не только видна издалека, но и самым своим видом создавала ощущение праздника.

Такой праздник случился в жизни вдовы, когда она выдала свою дочь Клементину за графа Луи де Шевинье. Всем от этого брака было хорошо: Клементина получила красивого знатного мужа, вдова Клико породнилась с графской семьей, что очень тешило ее амбиции. Ну а молодой граф просто был на седьмом небе: ведь любимая тёща подарила молодым супругам роскошный замок Boursauld в 9 км от Эперне.

К сожалению, ни Клементина, ни ее муж не проявили интереса к процветающему бизнесу вдовы Клико. Поэтому дело свое она завещала своему управляющему Эдуарду Верде. И, как всегда, приняла правильное решение: Верде и его наследники упрочили славу бренда. Вообще, вдова редко ошибалась в людях, ценила хороших профессионалов и была щедра к ним. Каждый из своих подвалов она называла именем особо отличившегося работника.

Виноградники Клико
Такими знаками, напоминающими надгробные камни, в Шампани обозначают принадлежность виноградников тому или иному шампанскому Дому. Виноградники Veuve Clicquot занимают 393 гектара. Это лучшие земли в Шампани: 12 из 17 Grands Crus (элитных виноградников) и 18 из 44 Premiers Crus (лучших виноградников).

Николь Клико управляла шампанским Домом до последнего своего дня. Она умерла в 1866 году в возрасте 89 лет: прекрасная, долгая, полная смысла жизнь. В честь великой вдовы названо самое дорогое вино Дома Veuve Clicquot-Ponsardin, оно называется Grande Dame, выпускается в особых «пузатых» бутылках, напоминающих корпулентную фигуру вдовы, и стоит целое состояние. Процесс ремюажа этого шампанского происходит вручную: бутылки переворачивают не машины, а специалисты-ремюоры. Выдержка Grande Dame уникальна для игристого вина – 10 лет.

Фото: Reims Tourism

Оставьте ответ

Оставьте свой комментарий
Представьтесь, пожалуйста