Турин. Музей кино

630
просмотров
Музей кино в Турине

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей!», — сказала мне сестра». Большинство людей в этом случае дали бы сестре решительный отпор. Но представим, что вышеописанная ситуация происходит в Турине, а сестра нацелилась на местный Музей кино. Тогда это в корне меняет дело!

Туринский музей кино входит в двадцатку самых посещаемых в Италии — то есть, стоит в одном ряду с музеями Ватикана и палаццо Барберини, галереей Уффици и венецианской Академией. Музей продает почти полмиллиона билетов в год, он изображен на одном из вариантов одноевровой монеты. Отчего такая популярность?

Начнем с того, что Турин – родина не только автомобилей Fiat, белых трюфелей, кофе Lavazza, конфет Ferrero Rocher и знаменитых вермутов. Здесь впервые в Италии начали делать кинопленку, а в 1906 году открылась первая в стране киностудия Itala Film, которая просуществовала до 1914-го — но этого оказалось достаточно, чтобы считать Турин колыбелью итальянского кинематографа. Более того: как русские пейзажисты XIX века во главе с Левитаном мчались в Плес, чтобы поймать там особый голубой цвет воздуха, так и итальянские кинематографисты в наши дни нередко назначают съемки в Турине, потому что там якобы уникальное дневное освещение. Словом, лучший в Италии музей кино должен был появиться именно в Турине. И разместился он в самом необычном здании города – башне Моле Антонеллиана.

архитектор антонелли
До того, как приступить к туринской башне, Антонелли успел потерпеть пару крупных фиаско: на двух церквях, которые он построил в своей родной провинции Новаре, не были установлены купола. На одной — из-за неправильных инженерных расчетов, на другой, в местечке Borgolavezzaro,- из-за превышенной стоимости строительства. Фото: wikipedia.org

В 1863 году ее начал строить Алессандро Антонелли – человек талантливый, но слегка безумный. Этому модному архитектору, который только что закончил сооружение 120-метровой базилики Сан-Гауденцио в Новаре, еврейская община Турина заказала строительство синагоги. Да не простой – а главной в стране: ведь в 1863-м Турин был столицей не только Пьемонта, но и всей Италии. Алессандро обещал уложиться рекордные сроки и скромные 280 тысяч лир, что привело диаспору в восторг. Однако прошло 13 лет, а Антонелли бодро рапортовал заказчикам, что расходы на проект превысили 620 тысяч лир, а высоту будущего здания необходимо увеличить с 66 метров до 167 метров. Увидев такие дела, еврейская община отказалась продолжать спонсирование этой стройки века и при случае продала проект муниципалитету.

Городские власти подсчитали, что снос возведенного обойдется дороже дальнейшего строительства, поэтому Антонелли неторопливо продолжил работу. Когда Алессандро умер, его дело продолжил сын, и через год – в 1889 году – наконец-то построил башню.

Национальный музей кино в Турине
Если изучать башню Антонелиана по фрагментам, выяснится, что это какой-то апофеоз эклектичности. Но в целом здание выглядит удивительно гармонично. Фото: kyklops/flickr.com

С инженерной точки зрения она была далека от совершенства и с трудом выдерживала собственный вес. Она стала рушиться еще при жизни Антонелли: в 1887 году ливень смыл четырехметрового ангела, которого Алессандро установил на макушке здания, в 1930-е кирпичную башню пришлось укреплять железобетонными конструкциями. А в 1953-м ураган обвалил 47-метровый шпиль здания.

Своей непрочностью башня Антоннели отпугивала инвесторов. И, тем не менее, в 1999 здесь решено было устроить музей кино. В качестве экспозиции использовали частную коллекцию киноманки Марии Адрианы Проло: много лет она собирала все, что имело отношение к съемкам фильмов – пленку, реквизит, рекламные плакаты, фотографии с кадрами из фильмов. Свои трофеи Мария Проло добывала ценой немыслимых усилий и за свою страсть получила прозвище «Синьорина Кино». Увы, до открытия музея она не дожила…

Музей получился прелестным и смешным, он будит мармеладные чувства, как хорошие романтические комедии. Он остроумно устроен: залы, где нон-стопом крутят отрывки классических фильмов, оформлены как салун на диком западе, как парижское кафе времен братьев Люмьер или как будуар кинодивы.

Национальный музей кино в Турине
Один из залов музея. По форме — салун, по содержанию — вестерн. Фото: Max Bashyrov/flickr.com

Еще в этом музее совсем не устаешь: там полно сидячих и даже лежачих мест, с которых очень удобно смотреть кино. На первом этаже расположен просторный зал, где установлены 64 кресла-лежанки, и два больших экрана, на которых одновременно демонстрируются отрывки из культовых фильмов. Осмотр экспозиции следует начинать отсюда, а дальше – подниматься на высоту пяти этажей вдоль стен, увешанных постерами, фотографиями и прочими ценными артефактами. Лестниц в музее нет – только длинный пандус проложен спиралью вдоль стен по периметру внутри здания.

Если изъясняться сухим языком цифр, то в коллекции музея 300000 кинопостеров (среди них подлинник плаката, выпущенный к премьере «Прибытия поезда» братьев Люмьер), 200 антикварных аппаратов – «предков» современных кинокамер и кинопроекторов, 140000 фотографий. В музейной фильмотеке – 7000 фильмов, а в библиотеке – 20000 книг о кино. Среди особо ценного реквизита стоит отметить туфли Мерилин Монро, котелок Чарли Чаплина, перчатки Ингрид Бергман, в которых она снималась в «Касабланке», плащ, в котором Питер О’Тул красовался в «Лоуренсе Аравийском»…

Кстати, в двух шагах от Моле Антонеллиана находится кинотеатр «Массимо», который считается «приложением» к музею – ведь здесь то и дело показывают шедевры из музейной коллекции.

Но вернемся в нашу башню. Как вы, наверное, уже поняли, внутри она пустотелая. Так вот, прямо в центре здания установлен лифт с прозрачной кабиной. На нем можно подняться на неимоверную для Турина высоту в 88 метров и ради великолепного вида на Турин, Пьемонт и Альпы.

Вид этот так прекрасен, что потом у туристов могут возникнуть побочные эффекты в виде, например, безудержного написания киносценариев.

Национальный музей кино в Турине
Вот так раньше создавались киносценарии. В наши дни гаджеты стали другими, но суть процесса и бутылка виски — те же. Фото: Max Bashirov/flickr.com

Оставьте ответ

Оставьте свой комментарий
Представьтесь, пожалуйста