С 1 февраля по 15 мая московский Музей русского импрессионизма представляет выставку «Жены». Более 40 портретов возлюбленных великих русских художников.
Все знают имена и детали биографии выдающихся художников. Но об их женщинах обычно не известно ничего. Исключение — случаи, когда возлюбленные стали постоянными моделями мастера и обрели славу рафаэлевской Форнарины или Лукреции Бути, жены Филиппо Липпи. Выставка в Музее русского импрессионизма на примере портретов жен великих художников показывает, как развивалось русское искусство с конца XIX до середины XX века. Изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом объясняются потрясениями того времени. От женственных красавиц русское искусство приходит к образу новой амазонки с прямыми взглядами и крутым разворот плеч. Такие строили новый мир наравне с мужчинами…
Для многих художников жены были музами. Например, супруга Кузьмы Петрова-Водкина, Мария-Жозефина Йованович. Художник встретил ее в окрестностях Парижа: снимал там пансион. А Мара была дочерью хозяйки. Петров-Водкин был так очарован девушкой, что принялся писать ее портрет (он представлен на выставке). Через некоторое время прямо за работой он сделал ей предложение. Они прожили вместе 30 лет. После смерти Кузьмы Сергеевича Мария -Жозефина издала книгу воспоминаний «Мой великий русский муж».
Настоящей музой была вторая жена Сергея Судейкина, Вера. Она даже составила список «Обязанностей жены художника», где написала: «Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью». Надо сказать, что звезда немого кино Вера Судейкина действительно была физическим идеалом. Представленная на выставке работа «Моя жизнь» примечательна тем, что на ней изображены две жены Судейкина, его любовник и, возможно, несколько возлюбленных первой супруги.
Жене Бориса Кустодиева, Юлии Евстафьевне пришлось принять важное решение. Когда мужу делали операцию, к ней вышел врач. «Подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, вам решать, что сохранить ему: руки или ноги». «Оставьте руки!», – ответила Юлия. Следующие 11 лет Кустодиев провел в инвалидном кресле. Но именно в этот период создал самые зрелые свои работы.
Жена Ильи Репина, экстравагантная писательница и борец за права женщин Наталья Нордман-Северова, выбивается из стройного ряда изящных муз. Она вообще, что называется, ломала шаблоны. В их доме прислуга обедала за одним столом с хозяевами. Было принято самообслуживание, о чем гостям сообщалось на специальных табличках: «Прислуга — позор человечества». По воспоминаниям этих же гостей, котлеты Наталья придумала готовить из сена, а бифштексы — из клюквы. Убежденная вегетарианка и защитница животных, Нордман-Северова даже зимой носила не шубу, а тонкое пальто. Утепляла она его все тем же сеном. Корней Чуковский защищал Наталью Борисовну от нападок остряков. Говорил, что в основе ее чудачеств лежит искренняя забота о муже.
А вот портрет верной спутницы Валентина Серова, Ольги Трубниковой. Она полностью посвятила себя мужу, родила ему шестерых детей. Лучший друг художника Константин Коровин восхищался этой женщиной и то и дело дарил ей дорогие украшения с жемчугом и сапфирами. Конечно. Это было дерзостью, но Коровин делал подарки от чистого сердца. При этом он бранил Серова за то, что тот не покупает Ольге Федоровне украшения и вообще не балует ее.
Здесь же можно будет увидеть портрет гражданской жены самого Константина Коровина, актрисы петроградского Большого драматического театра Надежды Комаровской. Интересно, что портрет своей законной супруги, Анны Фидлер, Коровин так никогда и не написал. А ведь Анна была преданной женой, прожила с Константином Алексеевичем вплоть до его смерти в эмиграции. Однако Коровин, который давал такие ценные советы невнимательным мужьям чужих жен, собственную супругу не ценил. Художник упрекал ее в мещанстве, в безучастности к своему творчеству, считал себя непонятым и одиноким.
«Женщина в красном» — портрет жены Николая Ионина, Екатерины Самохваловой-Иониной. Она была сестрой известного советского художника Александра Самохвалова. Так что тесное общение с этим мастером позволило Ионину одним из первых создать образ советской женщины — того самого символа эпохи, который впоследствии был растиражирован в виде многочисленных «работниц» и «спортсменок» на плакатах.
Чтобы подготовиться в выставке,
можно посмотреть выпуски из цикла передач «Больше, чем любовь» на телеканале «Россия-Культура»:
Валентин Серов и Ольга Трубникова. 2016
Кузьма Петров-Водкин и Мария Жозефина Йованович. 2007
Петр Кончаловский и Ольга Сурикова. 2014
Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель. 2003
Илья Репин и Наталья Нордман-Северова. 2013
Дополнительно:
Музей русского импрессионизма был открыт в мае 2016 года на Ленинградском проспекте, 15. Основную экспозицию составляют картины из коллекции основателя музея Бориса Минца: работы выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.
http://www.rusimp.su