Санкт-Петербург. Выставка стеклянных картин

322
просмотров

В год своего 150-летия Гранд Отель Европа, старейший отель класса «люкс» в России, представил на своем сайте виртуальную выставку своих исторических витражей. Работы  петербургского фотографа Александра Лебедева сопровождает рассказ кандидата искусствоведения Татьяны Княжицкой.Dekorativnoe ukrashenie nad glavnym vhodom 683x1024 - Санкт-Петербург. Выставка стеклянных картин

По количеству зданий с витражами Санкт-Петербург занимает первое место среди других городов России. С появлением в начале ХХ века металло-каркасных конструкций с остеклением витраж «вышел» за пределы окна и приобрел грандиозный масштаб. В Гранд Отеле Европа находятся 27 стеклянных картин. Расскажем о некоторых из них. 

Bolshoj vitrazh restorana Evropa 683x1024 - Санкт-Петербург. Выставка стеклянных картин

Большой витраж ресторана «Европа» 

В открывшемся в 1905 году легендарном ресторане отеля можно увидеть один из самых больших и эффектных витражей Петербурга. Исследователи расходятся во мнениях о том, что именно на нем изображено. По одной версии бог Аполлон мчится по небу на колеснице, запряженной четверкой лошадей, а внизу проплывают корабли под парусами. Другие считают, что на витраже — сюжет из скандинавской мифологии. Вечнозеленое древо жизни Иггдрасиль условно обозначено фигурным проемом в стене с витражом. Верхняя его часть изображает небесную обитель богов Асгард, а нижняя — земной мир Мидгард. Два мира соединяет радуга. Бог Хеймдалль, прекрасный юноша, проносится в повозке среди облаков и солнечного сияния. Днем и ночью он охраняет радужный мост от вторжения великанов и чудовищ.

Vitrazhnyj potolok balnogo zala Krysha 683x1024 - Санкт-Петербург. Выставка стеклянных картин

Витражный потолок бального зала «Крыша»  

Огненная люстра на бледном фоне потолка. В этом кадре отражена вся суть архитектуры начала ХХ века: технологическое новаторство и современное прочтение традиций. Бальный зал «Крыша» появился в 1909 году. Проект надстройки здания подписал Николай II, а осуществил  зодчий Федор Лидваль. Тогда в Петербурге, самом европейском городе России, сформировался  уникальный архитектурный стиль — строгий и утонченный классицизирующий модерн. Свет здесь проникает не из окон, он льется прямо с потолка, украшенного витражами: минимум орнаментальных узоров — максимум дневного света. К вечеру под угасающим сводом загорались золотом электрические лампы. Лидваль использовал в одном пространстве хрустальные люстры с подвесками и новаторский свод из стекла и металла. Так старое искусство соединилось  с передовыми инженерными технологиями.

Vitrazhnye okna Lobbi bara 683x1024 - Санкт-Петербург. Выставка стеклянных картин

Витражные окна Лобби-бара

Витражи появились в этом пространстве в начале ХХ века, когда архитектор Федор Лидваль  создавал новую отделку для парадных интерьеров Гранд Отеля Европа. Ценители красоты «Серебряного века» русской культуры заметят, насколько разнообразны стекла этих витражей. Есть не только однотонные желтые, голубые, красные, но и разноцветные, с уникальным колоритом: сине-зеленые как морская вода, золотистые со всеми оттенками радости, драматичные красно-лиловые. Во всем мире они известны как «стекла Тиффани». Изобретенные в 1870-х годах Луисом Тиффани и Джоном Ла Фаржем, они определили развитие витражного искусства по всему миру. Отличие этих стекол от обычных одноцветных — в богатой палитре каждого фрагмента. Детали не повторяются, каждая уникальна. У этих витражей есть еще одна особенность: круглые вставки опалового стекла меняют цвет в зависимости от освещения. В отраженном свете они бледно-голубые, в проходящем — всех оттенков желто-оранжевого. Эту метаморфозу лучше всего наблюдать на рассветном солнце.

Vitrazh v Bilyardnoj komnate 1 683x1024 - Санкт-Петербург. Выставка стеклянных картин

Витражи в бильярдной комнате 

Под этими витражами проходили встречи на высшем уровне с участием Владимира Путина, президента Франции Жака Ширака, короля Норвегии Харальда V, принца Майкла Кентского…  В устройстве помещения есть свои секреты, которые защищают его от постороннего вмешательства и одновременно эстетизируют. В зале нет источников естественного света, но витражи создают впечатление нарядных окон. Здесь стиль модер говорит особенно прекрасным образным и мистическим языком. Растительные мотивы на витражах собраны в строгие геометрические узоры, они стилизованы на грани абстракции. Насыщенные глубокие цвета стекол, их праздничный вид играют ведущую роль в декоративном убранстве зала.

1 1024x683 - Санкт-Петербург. Выставка стеклянных картин

Гранд Отель Европа

Был открыт в 1875 году: старейшая гостиница класса люкс в Санкт-Петербурге только что отпраздновала свое 150-летие. За свою историю гостиница принимала многих знаменитостей. Здесь ужинал Чайковский, давал концерт Элтон Джон и пела Уитни Хьюстон. Анна Ахматова познакомилась здесь со своим мужем Николаем Пуниным, а Анна Павлова – с Виктором Дандре. А уже сложившиеся пары – такие как Марина Влади и Владимир Высоцкий, Майя Плисецкая и Родион Щедрин – любили останавливаться в «Европе». Здание отеля с пышным фасадом в стиле нео-барокко, оформлено архитектором Людвигом Фонтана, а гостиничный ресторан «Европа» украшают витражное панно «Аполлон на колеснице» и деревянная резьба в стиле модерн