Музей Москвы. #ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым

1435
просмотров

С 16 марта по 13 июня в Музее Москвы покажут в 150 работ Кузьмы Петрова-Водкина  и его ученицы Марии Ломакиной из собрания 28 музеев и частных коллекций. Масштабный проект готовит Российская государственная художественная галерея  – новый федеральный музей, который строится в Севастополе.   

Выбор этих мастеров не случаен. Встреча Петрова-Водкина и Ломакиной состоялась ровно сто лет назад в 1923 году в Петрограде. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был одним из ключевых педагогов советского художественного образования. После революции в годы, когда рождалось новое государство и новые социальные отношения, он занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, разрабатывал новую программу обучения живописи, читал лекции, вел свою мастерскую. А Ломакина, освоив его методы, создала собственный живописный язык.

Экспозиция

В первой части будут представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок. В Загорске (сейчас – Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда – показаны все этапы становления Ломакиной как художника. Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. Зрители смогут увидеть и сравнить два похожих, но разных взгляда на жизнь и природу полуострова: мужской и женский, взгляды севера и юга.

78. Petrov Vodkin K.S. Zemletryasenie v Krymu. 1927 1928. - Музей Москвы. #ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым
Петров-Водкин К.С. Землетрясение в Крыму. 1927-1928.

В частности, из Русского музея приедет картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого трагического события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном. А Вятский художественный музей отправит на выставку «Портрет Ариадны Холоповой» 1915 года. Долгое время эта картина оставалась просто «портретом девочки», пока в 1966-м на выставке в Русском музее её не увидела повзрослевшая модель. Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал её портрет: во время работы, чтобы девочка не заскучала, он рассказывал ей волшебные истории. Творчество Марии Ломакиной будет представлено её огромным полотном «Татарский эпос» со сценами из жизни крымских татар. Она хорошо знала и любила их культуру. Также в экспозиции представлены зарисовки труда виноградарей, табаководов, садоводов, которые художница делала для подготовки полотна, посвященного сельскому хозяйству.

07 Kopiya - Музей Москвы. #ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым

Цитата

«Российская галерея искусств, здание которой по проекту Вольфа Прикса строится сейчас в Севастополе, ежегодно в рамках традиционных дней Крымской весны представляет в Москве большой межмузейный проект. В прошлом году мы подготовили выставку к 150-летию Константина Богаевского в Государственном Историческом музее и, можно сказать, фактически вернули публике имя незаслуженно забытого живописца. Продолжая эту традицию, в нынешнем году, который объявлен Годом педагога и наставника, галерея решила представить работы Кузьмы Петрова-Водкина и его одной из самых одаренных учениц, уроженки Крыма, Марии Ломакиной. Сравнивать и сопоставлять их взгляды на исторические события, природу и жизнь Крыма очень интересно», — рассказал директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств Виталий Зотов.

«Школа Кузьмы Петрова-Водкина в 1920-1930-е годы была одной из самых многочисленных, — поясняет куратор выставки Татьяна Нечаева. — Сам мастер отличался не только своим художественным видением, но и своим подходом к обучению. Он никогда не довлел над своими учениками, в отличие от Малевича или Филонова, требовавших неукоснительного следования их стилю. У Кузьмы Сергеевича все проходили одинаковое обучение – выполняли растяжку цвета, писали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбирал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то становился театральным художником».

О художниках

11 - Музей Москвы. #ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым

Кузьма Петров-Водкин

Учился в классах живописи и рисования у самарского художника Федора Бурова, затем в Центральном училище технического рисования Штиглица и Московском училище живописи, ваяния, зодчества, где его преподавателями были Валентин Серов и Константин Горский. Участвовал в художественном объединении «Мир искусства», после революции занимался реорганизацией Высшего художественного училища Академии художеств. Петров-Водкин выразил себя во многих жанрах: он занимался книжной графикой – оформлял книги для детей, создавал костюмы и декорации для театральных постановок. Но, конечно, больше всего он прославился как живописец: уникальный авторский стиль, в котором есть как иконописные мотивы, так и реализм.

 

i - Музей Москвы. #ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым

Мария Ломакина

Уроженка Крыма, училась на историко-философском факультете Московских Высших женских курсов, параллельно посещала классы художественной студии Константина Юона. В 1919 году дебютировала на Второй выставке картин и скульптуры Художественного общества Южного берега Крыма.

37059 73038 82566397 m750x740 u1564d - Музей Москвы. #ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым

Как и другой крымский живописец, Константин Богаевский, после революции работала в Комиссии по охране памятников, а в 1923 году отправилась в Петроград – в Академии художеств Ломакина поступила в мастерскую Кузьмы Петрова-Водкина. На протяжении своей карьеры она отдавала предпочтение пейзажам, а также занималась научной реконструкцией древнерусской живописи, в частности, фресок Софии Киевской, новгородского Спаса на Нередице. С 1930-х годов жила и работала в Сергиевом Посаде (тогда – Загорске).