Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли

662
просмотров

 В Западном крыле Новой Третьяковки на Крымском Валу до 10 мая работает выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», приуроченная к празднованию тысячелетия Суздаля в августе 2024 года.

20220123 IN Press Pokaz Vladimiro Suzdalskoye Knyazhestvo 38 1024x683 -  Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, представленные в экспозиции, тесно связаны с историей Владимиро-Суздальской земли — в их числе знаменитые «златые врата» Богородице-Рождественского собора Суздаля (1230-е),  список второй половины XVI века с одной из древнейших русских икон «Богоматерь Боголюбская», созданной по заказу князя Андрея Боголюбского, первый иллюстрированный «Букварь» (1694) Кариона Истомина, а также предметы, обнаруженные в археологических кладах за последние 200 лет (некоторые из них демонстрируются публике впервые).

 

Цитата

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова «Впервые в истории отечественного музейного дела экспозиция объединяет огромное количество предметов из самых различных соборов и монастырей, музейных пространств Владимиро-Суздальской земли».

 Экспозиция

20220123 IN Press Pokaz Vladimiro Suzdalskoye Knyazhestvo 58 -  Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Один из центральных экспонатов — западные врата суздальского Богородице-Рождественского собора. Выполненные в 1230-х годах в технике «золотой наводки», распространенной в средневековой Северной Европе, они являются древнейшим памятником подобного рода, созданным на территории Руси. Всего выполненных в такой технике дверей сохранилось меньше десятка, в том числе новгородские Васильевские врата XIV века, привезенные Иваном Грозным в Александровскую слободу, и двери Успенского и Благовещенского соборов Московского кремля. Техника «золотой наводки» или огневого золочения была довольно популярна в XI–XIII веках в Центральной Европе. Сначала медные листы покрывались сложным по составу лаком, затем на них стилом процарапывали рисунок. Затем листы нагревались до 600-700 градусов, после чего в них втиралась амальгама из золота, растворенного в ртути. Полученная смесь заполняла нанесенный рисунок. За все время своего бытования суздальские «златые врата» реставрировались лишь однажды, в XVIII веке, когда их перенесли с деревянной основы на железную.

С вратами Рождественского собора соседствует огромный пятиглавый выносной фонарь конца XVII столетия из золоченой меди, который использовался в дни больших церковных праздников. За небывалые размеры — 2,5 метра высотой — и вес в 10 пудов (порядка 160 килограммов) его прозвали «царь-фонарем». Чтобы вынести фонарь для крестного хода на улицу, требовалось 12 человек, которые водружали себе на плечи бревна, продетые через приделанные к нему специальные кольца.

Иконы

На выставке представлены шедевры древнерусской живописи, в том числе — Владимирская икона Божьей матери, которая считается работой Андрея Рублева. Это один из древнейших списков чудотворного образа, присланного из Византии на Русь в начале XII века и привезенного из Киева во Владимир в 1155 году князем Андреем Боголюбским. В 1395 году во время нашествия Тамерлана икону перенесли в Москву, чтобы защитить город, — и нападавшие действительно повернули прочь. После этого чудотворную икону вернули во Владимир и еще несколько раз привозили в Москву в течение XV века, вплоть до 1480 года, когда она заняла свое окончательное место в иконостасе обновленного Успенского собора Московского Кремля. При этом и во Владимире, и в Москве существовали «запасные» списки, которые, вероятно, заменяли главный образ на время его отсутствия. Владимирский список мог быть исполнен Рублевым около 1408 года, когда он, совместно с Даниилом, возобновлял роспись в тамошнем Успенском соборе.

Еще одна реликвия Владимиро-Суздальской земли — Боголюбская икона Богоматери. На выставке экспонируется ее список XVI века. В 1155 году, когда князь Андрей переносил Владимирскую икону Божьей матери во Владимир, ему во сне явилась Богородица. Она повелела оставить образ во Владимире и построить для него дом. Для чудотворной иконы был построен Успенский собор, а на месте чудесного явления – сначала резиденция Андрея Боголюбского с церковью Рождества Богородицы, для которой написали икону. Позже на этом месте был устроен Боголюбский монастырь — список с прославленного образа, по всей видимости, был создан в XVI веке именно здесь.

Икона Божьей матери Максимовской связана с именем митрополита киевского Максима. В 1299 году, после того как Киев был сожжен татарами, святителю было явление Богородицы, которая передала ему омофор, благословив на служение во Владимире. После этого на протяжении 26 лет кафедра митрополита находилась именно там.

 Книги

Среди экспонатов выставки — редкие старинные книги: Букварь Кариона Истомина — первое русское иллюстрированное учебное пособие, первая Библия на старославянском языке, отпечатанная в 1519 году Франциском Скориной, а также крупнейшая рукописная книга Европы — напрестольное Евангелие XVII века с гравированным окладом, который выполнил мастер Оружейной палаты Афанасий Трухменский. Это вклад царевны Софьи Алексеевны в Богородице-Рождественский собор Суздаля.

20220123 IN Press Pokaz Vladimiro Suzdalskoye Knyazhestvo 63 -  Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Подробности

Больше двухсот предметов экспонируется впервые. В частности, покрова на гробницы княгини Анны Хованской 1633 года и князя Ивана Шуйского 1637 года прежде не показывались. Впервые публика увидит и работы главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова из серии «Дерево. Камень. Золото», выполненные в угольной технике. Для работы над ними он отсматривал архивные и современные фотографии, иллюстрации архитектурных шедевров Владимира и Суздаля.