В Таиланде 3200 буддийских храмов, которые на тайском языке называются «ват». Все они по-своему хороши, но самый красивый и знаменитый из них – Ват Арун в Бангкоке, посвященный индийскому божеству рассвета.
Сам Брахма поставил Аруну управлять небесной колесницей бога солнца Сурьи. Уже 170 лет, совершая свой ежеутренний променад над Бангкоком, Аруна любуется построенным в честь себя чудом. Вот почему в Таиланде все в порядке с солнцем.Красивый храм на берегу реки Чаопхрайя был построен во второй половине XVIII века по приказу сиамского короля Таксина. Долгое время храм был основным местом молитв для королевской семьи. Несколько лет в нем находилась одна из главных святынь королевства — статуя Изумрудного Будды. Не случайно и Королевский дворец был построен недалеко от храма, на противоположном берегу Чаопхрайя. В начале XIX века храм принялись реконструировать. Работы затянулись и завершились только в 1851 году, во времена правления Чессадабодиндры – третьего короля Раттанакосина из династии Чакри.
То, что Ват Арун стоит у реки, что придает ему еще больше прелести. Однако во время его строительства это обстоятельство стало отягчающим: возводить массивные сооружения пришлось на болоте. Для устройства устойчивого фундамента использовали местный ноу-хау: в котлован положили крест накрест тысячи стеблей бамбука, а пространство между ними заполнили глиной.
Устройство Ват Аруна
Храмовый комплекс состоит из пяти башен. Главная из них – гигантская ступа Пхра Пранг. Ее высота – 79 метров: до тех пор, пока в Бангкоке не принялись строить небоскребы, она была высочайшим зданием города. Величественная ступа олицетворяет Великую Меру – эта священная для буддистов и индуистов гора считается центром материальных и духовных миров, поэтому на Меру обитают божества. Грандиозную ступу окружают четыре ступы поменьше – их высота 16 метров. Они, в свою очередь, олицетворяют стороны света. Территория храма также уставлена фигурами Будды и различных духов, небольшими фонтанами и чашами с водой.
Главная особенность храма – его фарфоровая облицовка. Однако это не изразцы: все поверхности отделаны кусочками разбитой посуды и плитки. Происхождение ее объясняют по-разному. Одни источники утверждают, что для облицовки специально покупали в Китае битую посуду и везли в Бангкок в трюмах. Другие говорят, что материал добыли на затонувшем в Чаопхрайя китайском судне, перевозившем дорогие фарфоровые сервизы. В любом случае, результат оказался великолепным.
Пхра Пранг – это монолит, ступа не полая, и войти в нее невозможно: посетить храм – значит подняться на него. Это трудно, лестница узкая и очень крутая, а перил нет. Но нелегкий подъем – небольшая цена за то, чтобы разглядеть фарфоровые узоры и фигурки духов, а заодно – полюбоваться с высоты Бангкоком.