В центре Москвы стоит дом, который был построен почти 130 лет назад в качестве чайного магазина. За все это время никакой другой функции он не выполнял. Возможно, у Чайного дома была бы совсем другая судьба, но дело решил причудливый декор.
Говорящая фамилия
В конце XIX века купец Сергей Васильевич Перлов приобрел участок земли у Сретенского бульвара. Фамилия его роду досталась не случайно: существует версия, что это псевдоним. Предки Сергея Васильевича разбогатели на торговле речным жемчугом и взяли себе звучную, подходящую делу, фамилию. Так же династия кондитеров Абрикосовых получила свою фамилию благодаря тому, что их предок, крепостной крестьянин, умел делать сладости из фруктов. В конце XVIII века Перловы переключились на торговлю чаем и прочими колониальными товарами. Затем они удостоились звания поставщика Российского императорского двора.
Дело Перлова
В 1890 году Сергей Перлов Васильевич отделился от семейного бизнеса. Он создал собственную фирму и построил для нее на Мясницкой улице трехэтажный дом в стиле позднего ренессанса. На третьем этаже размещались съемные квартиры, второй заняли хозяева. А на первом этаже открылся чайный магазин и чаеразвесочная фабрика. Перлов фасовал товар в жестяные баночки. В его магазине можно было купить минимальное количество чая, и это привлекало покупателей. Но еще привлекательнее магазин стал в 1896 году. Более того – он стал самым известным чайным магазином Москвы и с тех пор им и остается.
Визит Ли Хунчжана
В 1896 году в Москву на коронацию Николая II должен был приехать канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. Китайская сторона сообщила, что канцлер посетит дом Перловых, но какой именно – умалчивалось. Личное знакомство с китайским сановником означало выгодные контракты на поставку чая. Поэтому Сергей Перлов подготовился к его возможному визиту: заказал молодому архитектору Карлу Гиппиусу переделку и декор дома. К работе подключился и Роман Клейн, в мастерской которого Гиппиус работал.
Архитекторы переделали фасад в псевдокитайском стиле. Так магазин стал напоминать диковинную шкатулку, украшенную керамическими деталями, драконами, фонариками, панно с золоченым павлином и вывесками на русском языке, стилизованным под китайские иероглифы. На крышу Гиппиус водрузил двухъярусную башенку-пагоду с колокольчиками, а вход декорировал вставками из фиолетового мрамора. Интерьеры тоже были выполнены в национальном стиле. Кессонный потолок расписали позолоченным орнаментом. В Китае были сделаны на заказ огромные фарфоровые вазы и шелковые панно. Посетителей магазина усаживали на шелковые пуфики и предлагали продегустировать чай.
Истина в чае
Ли Хунчжан так и не доехал до дома на Мясницкой, но старания Сергея Перлова не пропали зря. Чайный дом, оформленный в китайском стиле, стал лучшей рекламой его товару. Магазин не прекращал своей работы и после революции. Даже когда второй и третий этажи здания отдали под коммуналки, на первом по-прежнему шла торговля чаем и кофе. Ассортимент был бедным, а качества товара не выдерживало критики, но магазин не закрывался. Приостановил он свою работу уже в наше время, когда закрылся на реставрацию. Дело в том, что в здании десятилетиями не проводили ремонт. Его подвалы были затоплены, перекрытия прогнили, а уникальный декор фасада — частично утерян. Но после завершения работ в 2012 году магазин вновь продает чай, кофе, сладости и украшает Мясницкую улицу Москвы.