Текст и фото: Никита Кривцов
Тверская область, хоть и слывет «Дальним Подмосковьем», не обласкана столичными туристами. А север области, который в давние времена звался Бежецким Верхом, знаком совсем немногом. Там нет знаменитых памятников, но есть немало любопытного и даже уникального. Ради знакомства с ними стоит проделать путь в две сотни километров.
Вдоль по Большой улице
Свое путешествие мы начнем из Бежецка (120 км от Твери и около 300 из Москвы). Он стоит на берегу притока Волги Мологи – там, где она превращается в цепочку мелких и заболоченных озер. Город любопытен своим названием. Оно первоначально принадлежало другому поселению – Бежичи (сегодня деревня Бежицы в 12 км к западу от современного Бежецка). Бежичи упоминаются в новгородской летописи с 1137 г. как центр Бежецкой пятины Новгородской земли. Позже территория получила название Бежецкий Верх из-за своего расположения на возвышенности.Но в 1272 г. Бежичи были разорены тверским князем Святославом Ярославичем. После этого центр края был перенесен в крепость Городецко, располагавшуюся на месте современного Бежецка. По названию края поселение и получило потом свое нынешнее имя.
Памятников старины глубокой в Бежецке немного – осталась лишь колокольня Введенской церкви, построенной в конце XVII в. Некогда церковь была главным храмом основанного в XV в. Святым Нектарием Бежецким Введенского монастыря. Колокольня видна за сквером по левую сторону от Большой улицы, по которой и лежит дорога на Весьегонск. Зато город примечателен своей архитектурой конца XIX-начала ХХ веков. В это время Бежецк вырос и разбогател на торговле, прежде всего, льном, появилось здесь немало зажиточных людей. Они строили импозантные особняки, в основном, конечно, вдоль все той же Большой – главной улицы города. И хотя на ней кое-где зияют пустоты от разрушенных построек или вырастают новые торговые центры, офисные здания и кафе, на ней можно увидеть несколько интересных особняков. Самый эффектный из них — дом Неворотиных, известный как «дом с атлантами». Построенный в начале XX в., он может дать фору и столичным изысканным собратьям. Редкий для провинциального зодчества жилой дом дворцового характера, он принадлежит к лучшим образцам жилой городской архитектуры эклектики и стилизаторства «нестоличной» России. Когда-то во дворе дома находилась своя электростанция, в здании были свой водопровод и водяное отопление!
Балалайка и Угрюм-река
И еще, проезжая по Бежецку, обращаешь внимание на обилие памятников, которые тут на каждом шагу. Странно для небольшого города? А вот и нет. Уроженцами или жителями Бежецка было немало выдающихся людей. Здесь родились художник Алексей Васильевич Тыранов, учившийся у А. Венецианова и К. Брюллова. Выходцем из известной купеческой фамилии Бежецка был композитор и дирижер, основатель первого в мире оркестра русских народных инструментов виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев. Так что удостоился памятника от благодарных бежечан не только сам музыкант, но и балалайка. В Бежецке жил сын поэтов Гумилева и Ахматовой Лев Николаевич Гумилев, ученый-этнолог, профессор. Им троим посвящена целая скульптурная группа. Все на той же Большой стоит Бежецкий литературно-мемориальный и краеведческий музей, известный как Музей Шишкова. Он размещается в здании бывшего городского училища. В нем учился Вячеслав Шишков — инженер, проложивший Чуйский тракт на Алтае и писатель, создавший «Угрюм-реку». Раньше в Бежецке даже была пивная «Угрюм-река».
Дом поэтов
Стоит только трубам бежецких заводов скрыться из виду – поворот направо на Градницы. Любителям поэзии свернуть просто необходимо. Там, в перевезенном из деревни Слепнево доме, расположен Музейно-литературного центр «Дом поэтов», посвященный Николаю Гумилеву и Анне Ахматовой. Фамильная усадьба Гумилевых, где в начале ХХ в. проводила летние месяцы чета поэтов и где рос будущий ученый Лев Гумилев, располагалась в соседней деревне Слепнево. Деревни нет, а дому Гумилевых повезло – его в 1935 г. перевезли в Градницы в качестве школьного здания. Когда в 1989 г. отмечалось 100-летие со дня рождения Ахматовой, было решено открыть в слепневском доме музей, восстановив облик усадьбы по фотографии 1915 г.
Фиорованти на Могоче
Через полчаса езды, у Красного Холма, на левом берегу Могочи, появляется комплекс руин Николаевского Антониева монастыря. Началом истории обители принято считать 1461 г., когда здесь поселился монах Кирилло-Белозерской обители старец Антоний, а большинство построек относится к XVII в. Но главный, Никольский собор был сооружен в конце XV века. Он, точнее, три стены, которые от него остались, сразу привлекает внимание среди разрушенных кирпичных построек. Выделяется он белокаменной кладкой и похож на храмы Московского Кремля. И неслучайно: существует предположение, что строил его Аристотель Фиорованти, который возвел Успенский собор. На это указывают характер архитектурных форм. Причем не только техника смешанной кладки (стены из белого камня, а своды из кирпича), но и сохранившиеся декоративные элементы.
«Теремок» на холме
Сам Красный Холм – буквально в паре километров за монастырем – встречает высоченной колокольней, оставшаяся от Троицкого собора 1860-1870-х гг. Ее удалось сохранить лишь потому, что ее в свое время стали использовать в качестве парашютной вышки для местных спортсменов.
Но, помимо торговых рядов на центральной площади, городок особо примечателен своими деревянными постройками рубежа XIX-XX вв. У них выразительные и причудливые силуэты, островерхие крыши, богатая резная отделка. Некоторые из них просто великолепны. Невозможно пройти мимо самого красивого и необычного здания в городе. Оно украшено башенками, эркерами и напоминает волшебный теремок жилого деревянного дома в стиле провинциального модерна. В нем, абсолютно оправдывая свое название, расположился сегодня детский сад «Теремок».
Копилка паломников
По пути у дороги много вымерших или полувымерших деревень. Зато на старых водонапорных башнях видишь аистов на гнездах. В селе Иваново стоит свернуть с трассы направо, на Брейтово. Там – огромный валун на берегу речушки Суховетка, которому поклонялись много веков и у которого сто лет назад существовал монастырь и поселок. Теперь это место, известное просто как Камень. Вы не найдете его ни на одной карте: наглядный пример того, как быстро и безвозвратно исчезает история.
На дороге лежит село Чистая Дуброва, ошибочно иногда именуемое Чистой Дубравой. Там у колокольни, оставшейся от храма Покрова Богородицы, стоит необычный памятник. Это вытесанная из серого гранита часовня-копилка, куда опускали пожертвования на нужды храма богомольцы-паломники. Сооружение около метра высотой с нишей для иконы и железной дверцей с прорезью для монет завершается подобием кровли и является символическим изображением церкви. Такие мини-часовни, стоявшие раньше и в других местах Тверской области, практически исчезли.
Еще несколько минут езды, и шоссе приводит в большое село Чамерово. Некогда населенное почти исключительно карелами и центр полуофициального уезда, оно имеет долгую и довольно любопытную историю. Местная церковь в русско-византийском стиле никогда не закрывалась. Из нее происходит ценнейшая икона «Апостол Павел» конца XV в. Сегодня она хранится в Музее имени Андрея Рублева в Москве. Уроженцем Чамерово был иеромонах Александр Николаевич (Алексий) Виноградов (1845-1919 гг.). Этот историк и востоковед, священник-миссионер провел много лет в Пекине и собрал уникальную коллекцию по истории христианства в Китае.
Дорога к Камню
В Чамерово нужно свернуть направо, на грунтовку. С нее через несколько километров, напротив заброшенной деревни Поповка, направо уходит колея в лес. От нее надежнее идти пешком. Минут через двадцать слева появится заросшая поляна, затем плавный откос. На нем, среди леса и лежит Камень. Этот огромный валун был предметом почитания у язычников. Такие одиночные каменные глыбы считались сакральными. Со временем языческий культ переродился в христианский, и Камень стал привлекать паломников. Поэтому в 1853 г. рядом с ним соорудили часовню святой Параскевы Пятницы. Дождевая вода, скапливающаяся в углублении в верхней части валуна, считалась целебной. Руками местных «древодельцев» была построена деревянная церковь. В 1895 г. Святейший Синод учредил здесь женскую общину. Спустя 11 лет она стала именоваться Троице-Пятницким монастырем.
В 1920-х гг. количество монахинь и послушниц достигало 140 человек. К этому времени монастырь фактически преобразовался в трудовую монашескую коммуну. Однако в 1929 г. монастырь был закрыт, имущество конфисковано, монахини и послушницы разогнаны. В 1930-1940-е гг. здесь работала артель по производству валенок, в жилых корпусах некоторое время размещался детский дом. А в 1941 г. взорвали храм. Кирпич думали использовать для сооружения военного аэродрома в Кесьма, но его так и не построили. Возникшая рядом с монастырем деревня Камень насчитывала в 1963 г. 70 жителей. Но после закрытия детского дома быстро запустела. Сейчас, правда, сюда вновь потянулись паломники. А в 2003 г., ровно через 150 лет после первой, на Камне вновь была поставлена и освящена часовня. На другом берегу Суховетки, где и стоял монастырь, всюду попадаются обломки битого кирпича, да остатки кладки фундаментов. В 2011 г. на месте Троице-Пятницкого собора был установлен поклонный крест.
Волчица, тюрьма и клюква
Имя Весьегонска стало всем известно после выхода в 2004 г. фильма «Весьегонская волчица». Его съемки проходили под Угличем и в Подмосковье, хотя сам Весьегонскский район для этого был бы идеальным местом. Не знаю, как насчет волков, но пару лет назад в город летом забрел молодой медведь, а окрестности славятся охотой и рыбалкой. Самый северный город Тверской области, Весьегонск расположен на берегу Рыбинского водохранилища, а точнее – разлившейся Мологи.Благодаря своему положению на судоходной реке, Весьегонск стал ярмарочным центром, получив статус города в 1776 г. Но Молога, которая в свое время способствовала его развитию, и погубила его. Попавший в зону затопления Рыбинского водохранилища, город лишился большей части своей территории. То, что сохранилось, называют «Старым городом». Там уцелело несколько старых купеческих домов.
Но что здесь в первую очередь все стараются увидеть – это тюрьма! Да-да! Потому что упомянута Гоголем в «Мертвых душах». «Нет, вот Весьегонская тюрьма будет почище!» — помните? Нынешнее здание, которое давно уже и не тюрьма, и даже не располагавшаяся в нем поликлиника, было построено много лет спустя после «Мертвых душ». Но ведь главное – имя! Любопытно и то, что автором проекта тюрьмы был Антоний Томишко (1851-1900 гг.), который построил петербургские «Кресты».
А самая современная и неожиданная достопримечательность городка – винзавод. Его обязательно посещают все туристы с круизных теплоходов. Созданный в 1914 г. местными купцами, он вначале использовал в качестве сырья лесные ягоды. Их здесь изобилие, прежде всего клюквы. В советские годы здесь разливали и виноградные вина. А в 2000-е гг. установили современное оборудование, появился фирменный магазин. Но клюква остается фирменным плодом завода. Так называется и ресторан при гостинице «Порт Весьегонск» (созданной виноделами) с верандой, выходящей на Рыбинское водохранилище, которое здесь зовут морем. Здесь вполне столичным меню и вполне умеренные цены. Не худшее место, чтобы завершить свое путешествие через Бежецкий Верх.
Бежецк
Гостиница «Центральная» (ул. Большая, 6)
Парк-Отель «Воздвиженский» (пер. Воздвиженский, 6)
Весьегонск
Гостиница «Порт Весьегонск» (ул. Набережная, 17)