Текст и фото: Никита Кривцов
Во всех странах есть свои любимые праздники. Официальные и народные – иногда они не совпадают. Но не в Норвегии, где таковым – и официальным, и любимым всеми одновременно – является День Конституции, отмечаемый 17 мая. Он даже называется Национальным днем!
Для непосвященных может показаться странным: Конституция, по которой живет Норвегия, была принята еще в 1814 году, а самостоятельной страной Норвегия стала лишь в 1905-ом.
История основного норвежского закона
В начале XIX века Дания, которой принадлежала Норвегия, в отличие от соседней Швеции, поддержала наполеоновскую Францию. После разгрома Наполеона ей пришлось отказаться от прав на Норвегию и передать ее Швеции. Однако самих норвежцев такая «передача» возмутила, и они решили провозгласить независимость. В результате появилась конституция. Это, в свою очередь, не устроило шведов, и после короткой войны Норвегия заключила со Швецией унию. При этом норвежцам удалось убедить шведского кронпринца Карла Юхана конституцию сохранить.
По тем временам Конституция Норвегии была одной из наиболее либеральных и демократических в мире. Она была вдохновлена идеями американской Декларации независимости 1776 года и Французской революции 1789 года. Но в отличие от них сохраняла монархию, хотя власть короля и была сильно ограничена.
200 лет конституции
Эта конституция (одна из старейших в мире) действует в Норвегии и по сей день. Конечно, за прошедшие 200 лет в ней были изменения и поправки – но только в пользу расширения свобод и демократии. В 1898 году всеобщее избирательное право было введено для мужчин, а спустя 15 лет и для женщин. В 2012 году церковь была отделена от государства. Последние изменения конституции также закрепляли превращение Норвегии в государство, признающее себя частью мировой экономической системы. В целях мира и международного сотрудничества часть прав норвежских государственных органов передана международным объединениям. Принятие этой Конституции, которая сделала Норвегию одной из самых демократичных и богатых стран мира, и празднуют 17 мая ее жители.
Подготовка к торжеству
Главный атрибут празднования Дня Конституции в Норвегии – парад. Он не милитаристский, потому что участвуют в нем школьники. А еще – оркестры и все, кто захочет. Детские парады начали проводить лишь с 1864 года, в 50-лете принятие Конституции. Причем сегодня подобные парады устраиваются не только в Осло, а по всей Норвегии и даже в посольствах Королевства за границей. Москва – не исключение.
Осло готовится к празднику заранее. Еще загодя в центре все украшено красными, синими и белыми цветами и воздушными шариками. Особенно в центре – вдоль –, вытянувшейся от вокзала до королевского дворца: по ней и проходит парад.Мне повезло: я жил не просто в центре Осло, а в гостинице на Карл-Юхансгате, в самом эпицентре праздника. Еще накануне с вечера на ресепшне стал толпиться народ – отель заселился до отказа. Утром переполненным оказался и зал, где подавали завтрак. Постояльцы — практически все норвежцы – рассаживались семьями, порой в три поколения. На многих национальные костюмы.
Главное — традиция
Национальный костюм есть в гардеробе каждого норвежца. Единого фасона не существует. Видимо, все зависит от конкретного района (а, может, даже, долины или острова) Норвегии. Национальный костюм обязательно надевают на обряд конфирмации, часто – на свадьбу. И вообще он может служить парадным костюмом по особым случаям. Ну, как килт у шотландцев. С праздником связаны и свои кулинарные предпочтения. В этот день все едят сосиски. Можно в виде хот-догов, но чаще по-норвежски – заворачивая их в блин из картофельной муки, полив кетчупом, горчицей и посыпав жареным луком. Детям покупают мороженое: считается, что 17 мая они могут есть его сколько влезет.
Парад
Так что королевские гвардейцы только открывают шествие, да и то лишь в виде военного оркестра. А за ними – бесконечная череда школ. Говорят, проходит порядка ста школ города. Впереди несут штандарт, за ним – если таковой имеется, идет школьный оркестр. Кто-то несет большой норвежский флаг, а у каждого ученика – маленький. С ними идут учителя, наверное, кое-кто из родителей. Среди детей – далеко не только потомки викингов. Множество выходцев из Азии и Африки. Некоторые девочки идут в хиджабах. Какие-то школы совсем «белые», некоторые – совсем «цветные». Все зависит от района, где расположена школа. Но все несут флаги, все улыбаются, все повторяют свои кричалки – от каких-то лозунгов по-норвежски, до общепонятных «гип-гип ура!».
Окна и балконы, выходящие на Карл-Юхансгате, – нараспашку. Внизу – если высунуться – море флагов, до самого дворца. Перила лестницы перед Стортингом украшены живыми цветами – красными, белыми и синими. Связки воздушных шаров трех цветов колышутся над крышей соседнего здания, ленты цветов флага — под окнами и на балконах. А в окнах, и на балконах – люди в национальных костюмах с бокалами в руках. Парад тянется к королевскому дворцу, где его приветствует королевская чета. На парад в центре Осло собирается ежегодно сто тысяч человек — каждый пятый житель столицы! Оркестры исполняют разную, но обязательно веселую и бравурную музыку: один, например, играет «Lady Madonna» «Битлз». Некоторые дети просто дуют в дудки и бьют в барабаны.
Детский мир
С Днем Конституции совпадает «Русс» — праздник окончивших средние учебные заведения. Этих, еще вчерашних школьников (правда, почему-то более заметных школьниц) – больше видно на сквере у Карл-Юхансгате. Они сразу выделяются в толпе своими яркими комбинезонами – красными, синими. Группы этих повзрослевших подростков бродят по городу до самого вечера. Кто-то сидит на лавочках, кто-то лежит на ступеньках, они веселятся, пьют колу (и не только) и демонстрируют полное счастье и беззаботность. Детский парад заканчивается, но праздник уже захватил весь центр. Рестораны, кафе забиты до отказа. На катерах и яхтах в гавани Акерсбрюгге сидят веселые компании. Абсолютно трезвые лишь подростки и дети. В городе царит шумная и веселая атмосфера. Уборка, видимо, началась поздней ночью: когда ранним утром я шел к станции, чтобы сесть на экспресс в аэропорт, все уже было в полном порядке и город вновь блистал чистотой.