С 31 мая по 19 сентября в московском Музее русского импрессионизма пройдет выставка «Импрессионизм в авангарде». В нее войдет более 60 импрессионистических работ русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний.
Художники
На двух этажах выставки можно будет увидеть работы Михаила Ларионова, Роберта Фалька, Казимира Малевича, Алексея Явленского, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александры Экстер, Надежды Удальцовой, Антонины Софроновой, Ольга Розановой и многих других.
Идея
Российский авангард начала XX века известен во всем мире. Но он был бы невозможен без импрессионизма. Работы на выставке покажут, как живопись французских импрессионистов и постимпрессионистов стала «трамплином» в творчестве великих русских авангардистов.
История
Многие русские художники прошлого века начали свое знакомство с импрессионизмом благодаря коллекционеру Сергею Щукину. В его собрании были работы Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна и Поля Гогена. Под влиянием их работ русские мастера освободились от академических канонов живописи и обрести свой уникальный стиль. Импрессионизм научил художников работать быстро, без этюдов. Когда будущие авангардисты освоили создание пластики только цветом, следующим их шагом стало обращение к чистым формам.
Для некоторых художников русского авангарда, например, Надежды Удальцовой, Роберта Фалька и Аристарха Лентулова, период экспериментов и поисков завершился обращением именно к языку импрессионистов. После революции авангарда им было необходимо вернуться к истокам, чтобы накопить силы для новых художественных высказываний.
Гончарова и Ларионов
За натюрмортом с нежной «Сиренью» (1906 г.) Натальи Гончаровой будет трудно узнать позднейшие кубистические композиции, ставшие хрестоматийными примерами ее творчества. Увлечение Гончаровой импрессионизмом продлилось всего пару лет, но позволило ей обрести внутреннюю свободу и решительность. В годы, когда Пикассо в Париже обратился к творчеству народов Африки, Гончарова в России открыла русское крестьянское искусство. Его яркие краски и самобытные формы помогли развернуть мощный и неординарный талант художницы в полную силу.
А муж Гончаровой, Михаил Ларионов, в 1907 году написал картину «Прогулка», примером раннего импрессионистического периода художника. Эта работа экспонируется впервые. Она находилась в личном собрании Ларионова до его эмиграции во Францию в 1915 году. Затем полотно хранилось в семье сына знаменитого архитектора Федора Шехтеля Льва Жегина (Шехтеля), который был дружен с художником.
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), Ларионов имел взаимоисключающие особенности: он ненавидел дисциплину, но при этом фантастически много работал. На экзамене по живописи художник представил сразу 150 картин. Кстати, три из них были признаны порнографическими. Ларионова за это даже отчислили из училища. Тогда он уехал на родину, в Тирасполь, где вместе со своим другом Давидом Бурлюком стал пробовать силы в импрессионизме. Через несколько лет Ларионов провозгласил новое направление русского авангарда — лучизм.
Гончарова тоже училась в МУЖВЗ, в скульптурном классе Паоло Трубецкого. Именно Ларионов убедил ее перейти на живописное отделение и попробовать себя в стиле импрессионизма. Позже Гончарова и Ларионов стали одними из самых знаменитых художников Москвы. Они всю жизнь поддерживали друг друга как живописцы и как супруги. Но официальный брак заключили только через 50 лет после того, как начали жить вместе.
Амазонка русского авангарда
Александру Экстер вместе с Надеждой Удальцовой и Ольгой Розановой причисляют к «амазонкам русского авангарда». После своих первых опытов с импрессионизмом Экстер в 1907 году уехала в Париж. Там она познакомилась с Пабло Пикассо и Жоржем Браком, поэтому неудивительно, что с импрессионизмом сразу же было покончено. Художница стала работать в собственной узнаваемой манере кубистического толка. Поддавшись порыву, она уничтожила многие свои ранние работы, поэтому сохранившиеся экземпляры особенно ценны.
Когда Экстер вернулась на родину, в ее мастерской в Киеве стали собираться творческие люди, ищущие новые пути в искусстве. Это были Эль Лисицкий, Вадим Рабинович, Александр Тышлер, Игнатий Нивинский, Илья Эренбург. Талант Экстер привлек знаменитых театральных постановщиков. Она стала первой художницей, которая создавала декорации в кубистической манере. Экстер оформляла спектакли «Фамира-Кифаред» Иннокентия Анненского, «Саломея» Оскара Уайльда, «Ромео и Джульетта» Шекспира и другими. Но самая знаменитая ее дизайнерская работа — футуристические костюмы из стекла, алюминия и фольги для фильма «Аэлита» Якова Протазанова.
Тайна Малевича
В 1928 году изобретатель супрематизма Казимир Малевич готовился к ретроспективной выставке своего творчества в Третьяковской галерее. И тут возникла серьезная проблема: часть ранних импрессионистических работ художника осталась на Большой берлинской художественной выставке. А ведь Малевич не мыслил эволюцию в искусстве без импрессионизма, и без ранних работ его выставка была ба неполной. Тогда он принял смелое решение написать эти картины заново. Несмотря на то, что прошло 30 лет, художник присвоил переписанным работам ранние даты. Этот «подлог» Малевича был раскрыт лишь через много десятилетий.
Работа конференции
Во время выставки в Музее русского импрессионизма пройдет первая международная конференция «Импрессионизм в авангарде». 7 и 8 июня специалисты из разных стран обсудят влияние импрессионизма и постимпрессионизма на мастеров русского авангарда. А также поговорят о русском искусстве периода, который предшествовал радикальным авангардным экспериментам начала XX века. Пойдет речь и о периоде формирования советского модернизма в 20–30-е годы. Гости музея смогут послушать выступления спикеров и побывать на круглых столах по предварительной регистрации.
В тематических секциях выступят
- Элисон Хилтон, профессор истории искусства Университета Джорджтаун в Вашингтоне. Автор работы «The Impressionist vision in Russia and Eastern Europe».
- Наталья Мюррей, искусствовед, куратор, профессор Института искусства Курто в Лондоне. Куратор выставки «Революция: русское искусство 1917–1932 годов» в Королевской академии художеств в Лондоне.
- Джон Боулт, искусствовед, создатель и директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии. Автор книг «Амазонки авангарда», «Филонов. Аналитическое искусство», «Многогранный мир Кандинского».
- Ирина Карасик, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея. Автор книги «Приключения „Черного квадрата“».
- Занфира Девятьярова, главный научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и автор-составитель научного каталога его живописной коллекции.
- Ирина Вакар, старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи. Автор книг «Казимир Малевич. Черный квадрат», «Борис Григорьев» (каталог персональной выставки).
- Елена Якимович, историк фотографии и куратор.
- В рамках параллельной программы конференции британский арт-дилер и галерист Джеймс Баттервик прочтет лекцию о подделках в русском авангарде.
Каталог
Специально к выставке издан иллюстрированный каталог. В нем представлены импрессионистические работы мастеров русского авангарда и их до сих пор не опубликованные тексты. Статьи для каталога подготовили ведущие российские искусствоведы. Это знаток русского авангарда Андрей Сарабьянов и профессор Академии художеств, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков.
Что почитать перед выставкой
- Дмитрий Сарабьянов. «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях».
- Энциклопедия русского авангарда. Василий Ракитин, Андрей Сарабьянов.
- Ирина Вакар, Татьяна Михиенко. «Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма, документы, воспоминания. Критика».
- Поль Сезанн и русский авангард начала XX века. Под редакцией Альберта Костеневича.
- Бенедикт Лифшиц. «Полутораглазый стрелец».
- Василий Каменский. «Путь энтузиаста».
- Николай Пунин. «Русское и советское искусство».
Что посмотреть перед выставкой
Илья Дороченков. Лекционный курс «Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России». Arzamas
Музей русского импрессионизма
Москва, Ленинградский проспект, д.15, стр.11